22 октября 2015
Возможностей для строительства жилья в центре Петербурга и на ближайших к нему перспективных для развития территориях становится все меньше. Именно поэтому активизируется процесс редевелопмента, когда освобождаются промышленные площадки, а на их месте появляются интересные жилые и многофункциональные проекты.
В связи с законодательными и иными препятствиями для строительства в центре Петербурга, о которых мы уже не раз писали, эксперты называют два пути развития центральных территорий. Первый – это реконструкция и в очень редких случаях небольшое точечное строительство, а второй путь – редевелопмент промышленных территорий.
«Наиболее перспективным на данный момент представляется редевелопмент промышленных территорий, так как он позволит решить сразу несколько задач, – говорит Александр Беляев, управляющий партнер Engel&Volkers, Санкт-Петербург. – Это и строительство нового комфортного жилья, и вывод промышленных предприятий за пределы города. Последнее благоприятным образом отразится на экологической ситуации и позволит разгрузить транспортную систему города от грузового транспорта. Как правило, подобные территории обладают довольно большими площадями и достаточным количеством инженерных мощностей, что позволяет осуществить эффективное планирование и реализовывать проекты квартальной застройки, создавая однородную социальную среду и повышая общую привлекательность прилегающего района».
По словам Юха Вятто, генерального директора ЗАО «Лемминкяйнен Рус», трудностей, связанных с редевелопментом, много. Одна из сложностей – разработка именно такой концепции развития территории, которая не только отвечает всем требованиям законодательства и городских властей, но и будет востребована у покупателей. Другой момент – это загрязненность промышленных территорий и необходимость дорогостоящей процедуры очистки и рекультивации участка.
Компания «Лемминкяйнен Рус» в настоящее время реализует проект «Илматар» на Косой линии Васильевского острова на месте территории бывшего Сталепрокатного завода. К 2016 году на участке размером в 6 га предполагается построить современный жилой квартал комфорт-класса, где разместится порядка 2000 квартир.
Как утверждает эксперт, пример этого проекта показал все трудности, с которыми сталкивается девелопер. Например, территория на Косой линии изначально была разрозненным владением с несколькими собственниками, у которых нужно было приобрести участки и юридически правильно оформить, затем, при закрытии завода, пришлось вывезти большое количество оборудования.
Например, один из знаковых проектов – это «Набережная Европы», который реализует «ВТБ девелопмент». Неподалеку от стрелки Васильевского острова, около Биржевого моста, долгие годы (с 20-х годов прошлого столетия) располагалась территория Государственного института прикладной химии. В начале марта текущего года начался демонтаж зданий института, будут вывезены зараженный грунт и обломки строений. Девелопер собирается завершить инженерную подготовку в августе 2013 года, а реализацию проекта закончить до 2017 года. В итоге на территории на территории 10 га появится 350 тыс. кв.м недвижимости – офисных, торговых и гостиничных площадей, элитного жилья, – а также объекты социальной инфраструктуры и пешеходная набережная Невы.
В Петроградском районе, на пр. Медиков, 10, на месте бывшего завода «Электрик» группа ЛСР будет возводить жилой комплекс бизнес-класса. По словам Дениса Бабакова, коммерческого директора бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад», на территории более 7 га будет возведено современное жилье, причем новоселье можно будет не откладывать надолго: большинство квартир в новом квартале планируется реализовать с чистовой отделкой.
Интересные проекты есть и в Приморском районе. Так, на месте бывшего судостроительного завода «Редан» по адресу Приморский пр., 36, литер Е, холдинг Setl Group будет реализовывать проект комплекса, в составе которого будут два жилых дома общей площадью порядка 43 тыс. кв.м со встроенными коммерческими помещениями и крытый подземный паркинг. В настоящее время участок освобождается от застройки, здания демонтируются, планируется проведение рекультивации земель.
Есть и перспективные и уже начатые проекты в других районах. Так, в Московском районе уже идет процесс редевелопмента на бывшей территории завода «Петмол» у станции метро «Фрунзенская». В перспективе – освобождение площадки «Электросилы» у одноименной станции метро и строительство там жилого комплекса, а также освобождение территории «Вагонмаша» у станции метро «Московские ворота» и организация там многофункциональной территории, включающей жилье. Масштабные многофункциональные проекты в центре – это развитие территории Московской-Товарной у Московского вокзала, а также проект «Измайловская перспектива» у Балтийского вокзала.
Одним из основных определяющих факторов уникальности любого проекта в первую очередь является его местоположение. Наиболее привлекательным с этой точки зрения является исторический центр города с его развитой инфраструктурой, наличием историко-культурных ценностей и неким шармом.
Однако ввиду ограниченного количества пятен под застройку в историческом центре Петербурга, а точнее, практически полного отсутствия свободных мест для реализации новых проектов, говорить можно лишь о реконструкции существующих зданий (наиболее яркий пример – реконструкция с воссозданием исторических интерьеров здания на Захарьевской, 41, реализуемая группой компаний ПАН), либо о редевелопменте промышленных и иных непрофильных территорий, исторически оказавшихся в границах центральной части города. Пример проекта редевелопмента на завершающей стадии в центре Северной столицы – жилой комплекс «Парадный квартал», реализуемый СК «Возрождение Санкт-Петербурга» на бывшей территории Санкт-Петербургского высшего военного училища связи.
Также примерами реализации подобных проектов являются будущий комплекс компании ЮИТ на Смольном пр., 17 (бывшая территории мебельной фабрики), квартал «Набережная Европы» и еще несколько проектов, находящихся на разной стадии реализации на Петровском острове. Стоит отметить, что проекты редевелопмента, подразумевающие квартальную застройку, в ближайшей перспективе сильно поменяют рынок элитного жилья и недвижимости бизнес-класса, повысят критерии качества, предъявляемые потенциальными покупателями.
Вывод промышленных объектов за пределы города, бесспорно, позитивно скажется на развитии территорий – на месте депрессивных объектов могут появиться современные кварталы. Например, проект «Илматар», несомненно, оживит и украсит бывшую промышленную территорию Васильевского острова. На площади около 6 га планируется построить современный жилой квартал комфорт-класса. Ожидается, что строительные работы начнутся в середине 2012 года, а строительство всего объекта будет полностью завершено в 2016 году. В настоящий момент на территории ведутся подготовительные работы. Объект «Илматар» имеет длинную периметральную застройку, и, чтобы избежать риска монотонности фасадов, была проведена кропотливая совместная работа ведущих архитекторов и проектировщиков. Согласно концепции, в нашем объекте предусмотрено два пешеходных бульвара, которые обеспечат соответствующую атмосферу для проживающих. Также для удобства жильцов почти всю площадь участка займет подземный паркинг, который полностью обеспечит автовладельцев машиноместами.
В 2011-2012 годах не было и не предвидится завершения крупных проектов на месте промышленных территорий – экономический спад в 2008 году существенно замедлил темпы реализации проектов в сфере недвижимости. При этом в настоящее время активизировались некоторые крупные проекты, например, Московская-Товарная.
Запрет на снос зданий в историческом центре может усложнить редевелопмент некоторых территорий, на которых присутствуют объекты постройки XIX-начала ХХ века. При этом приспособить такие объекты под современное использование иногда крайне сложно – сказываются как особенности объемно-планировочных решений, так и проблемы с загрязненностью объектов.
По материалам издания «Городское обозрение».
8 (812) 335 40 55 (администрация портала) info@spbnovostroyka.ru
СПб Новостройка.ру: квартиры в строящихся домах и новостройки Санкт-Петербурга.
При использовании материалов обязательна активная ссылка.
Сайт от EXCLUSIVE design
Наши друзья